Истории успеха

Смолина Наталья Александровна

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБУЧЕНИИ

Королевский Каролинский институт Karolinska Institute (Швеция)

Программа «Medical science» (Аспирантура)

Участие в Программе с 2014 года

Завершила обучение в 2015 году

ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ

Организация-работодатель: Северо-Западный Федеральный Медицинский Исследовательский Центр им. В. А. Алмазова (г. Санкт-Петербург)

Должность: научный сотрудник

Краткое описание работы: Участие в проектах, посвященных изучению генетических факторов в развитии кардиологических и мышечных патологий, в частности заболевания сердечно-сосудистой системы

СМОЛИНА НАТАЛЬЯ: «Я получила степень PhD в Каролинском институте города Стокгольма. Во многом это стало возможным благодаря Программе "Глобальное образование", которая предоставила финансирование на последний, пятый, год моего обучения в Шведской аспирантуре. 

О "Глобальном образовании" я узнала из Facebook, в каком-то сообществе была опубликована запись, рассказывающая о программе государственной поддержки молодых специалистов, самостоятельно поступивших на обучение в зарубежные вузы, кажется, тогда еще и не было такого названия "Глобальное образование", просто программа. Первым делом я убедилась, что Каролинский Институт, в котором я проходила обучение, входит в перечень вузов, включенных в эту программу, и подумала, что было бы интересно принять в ней участие. Все это было летом 2014 года. А в октябре появилась публикация о том, что открыта подача документов. В декабре пришло подтверждение, что я стала победителем первого конкурсного отбора Программы. Финансирование пришло в феврале и должно было покрыть, так называемые, сопутствующие расходы, то есть аренду жилья, проезд, покупку еды и так далее. Аспирантура в Швеции бесплатная, поэтому собственно оплата обучения в моей смете расходов не значилась. 

В декабре 2015 года я защитила свою диссертацию и вернулась в Россию. 

ОПИСАНИЕ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

В настоящее время я являюсь научным сотрудником научно-исследовательского института Молекулярной биологии и генетики Северо-Западного Федерального Медицинского Исследовательского Центра им. В. А. Алмазова в городе Санкт-Петербурге. Большая часть работ, выполняемых в Центре, относится к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Наш научно-исследовательский институт, НИИ Молекулярной биологии и генетики, специализируется на проектах, посвященных изучению генетических факторов в развитии кардиологических и мышечных патологий. 

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ТЕКУЩИЕ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

За прошедший год я получила два гранта для молодых ученых от РФФИ, фонда финансирования фундаментальных исследований, и от Комитета по науке и высшей школе г. Санкт-Петербурга. Опытом писать заявки на гранты я тоже обязана своей аспирантуре. Именно в это время я впервые готовила подачи на гранты, и, хотя первые попытки были безуспешными, за последние два года мне удалось выиграть несколько грантов от Шведских обществ.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ЗАРУБЕЖНОМ ВУЗЕ

Шведская аспирантура предусматривает не только научную работу, но и обязательное прохождение учебных курсов, минимум один в течение семестра. К концу обучения в аспирантуре необходимо набрать минимум 30 баллов, среди которых должны быть баллы за обязательные дисциплины: биостатистика, философия и этика в науке, курс по работе с животными (если такая работа предусмотрена проектом) и другие, в зависимости от направления, на котором проходит обучение. Курс по работе с животными кроме баллов дает сертификат FELASA, гарантирующий возможность работы в вивариях, расположенных на территории Европы. Кроме обязательных курсов, к моменту защиты диссертант должен принять участие в нескольких международных конференциях с постерным или устным докладом. И, конечно, самое главное – иметь научные публикации в рецензируемых журналах, индексируемых в главных базах данных – Web of Science, Scopus, Pubmed. За время обучения был получен опыт в работе, было очень интересно увидеть, как устроена зарубежная лаборатория, в каком режиме трудятся аспиранты, узнать, что такое система core-facility, когда за какой-то один метод или прибор отвечает определенная группа людей, профессионалов в этой области. Большое значение имели и прослушанные курсы, что важно, это были не только курсы с научной спецификой, но и, например, курс по искусству делать презентации, по конфликтологии и по тому, как писать заявки на грант. Отдельно надо сказать про курс по работе с лабораторными животными, на котором я впервые посетила SPF виварий, это виварий для особо чистых животных, где для того, чтобы получить допуск к ним надо полностью сменить всю одежду и пройти через воздушный душ. Сейчас виварий такого уровня входит в состав нашего Центра. За время обучения мне удалось побывать на большом количестве конференций и научных школ, организованных различными научными и медицинскими сообществами. Это, конечно, также способствовало получению новых знаний и налаживанию горизонтальных связей с коллегами из других стран. Создание и поддержание новых контактов, как мне кажется, являются важными для успешного развития научного сообщества. К сожалению, не всегда получается реализовать все идеи по такому сотрудничеству. Кроме научного опыта колоссальное значение для меня имел опыт общения с людьми. Каролинский Институт очень интернациональный, и за пять лет обучения у меня была возможность встретить и даже подружиться с ребятами со всего света, от Ирландии до Южной Африки, я очень стараюсь поддерживать с ними связь и сейчас. 

ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время я выполняю не только обязанности научного сотрудника, но также и технического редактора журнала, который выпускает наш Центр, «Трансляционная медицина». Как я уже говорила, за прошедший год я получила два гранта для молодых ученых от РФФИ, фонда финансирования фундаментальных исследований, и от Комитета по науке и высшей школе г. Санкт-Петербурга. Опытом писать заявки на гранты я тоже обязана своей аспирантуре. Именно в это время я впервые готовила подачи на гранты, хотя первые попытки были безуспешными, за последние два года мне удалось выиграть несколько грантов от Шведских обществ. Сейчас, с развитием популяризации науки и появлением научно-популярных интернет-журналов, например, ПостНаука, справочную информацию по грантам легко найти в Интернете, но еще четыре года назад их не было. Говоря про гранты, к сожалению, наличие зарубежной степени не является конкурентным преимуществом, заявители с отечественными кандидатскими степенями могут подавать на гранты более высоких категорий. Для преодоления этого обстоятельства нужно пройти процесс подтверждения степени, что, наверное, не сопоставимо с настоящей защитой, но все равно требует временных и финансовых затрат для перевода текста диплома на русский язык, а также получения нотариально-заверенных копий всех документов. Это и станет моей целью на следующий год, поскольку финансирование науки в большой степени осуществляется за счет грантовых средств и важно иметь возможность подавать заявки на гранты, предоставляемые кандидатам наук".

3 уровня подготовки – магистратура, ординатура и аспирантура;

5 приоритетных направлений обучения;

32 укрупненных блока специальностей и направлений подготовки;

288 ведущих зарубежных университетов в 32 странах мира;

Обучение не менее 718 граждан Российской Федерации в ведущих иностранных образовательных организациях.